Информация

Памятка муниципальным служащим администрации Артемовского городского поселения от 15.11.2013

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ БОДАЙБИНСКИЙ РАЙОН

АРТЕМОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

15 ноября 2013 года                             п. Артемовский                                                   № 180

 

Об утверждении Перечня мер, направленных на привлечение муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения к противодействию коррупции, об утверждении Памятки для муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложения дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, и в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Артемовского городского поселения

 

 

 

В соответствии с Федеральным  законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии  коррупции», руководствуясь письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.07.2013г. №18-2/10/2-3836 «Об обзоре рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложения дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки», статьей 23  Устава муниципального образования города Бодайбо и района:

1. Утвердить Перечень мер, направленных на привлечение муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения к противодействию коррупции (приложение №1).

2. Утвердить Памятку для муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложения дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, и в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Артемовского городского поселения  (приложение №2).

            3. Помощнику Главы – Чесноковой О.Г. ознакомить муниципальных служащих под роспись с данным распоряжением.

4.    Настоящее распоряжение подлежит обнародованию посредством размещения на  официальном сайте администрации Артемовского городского поселения www. adm-artem.ru  (подраздел «Муниципальная служба»).

 

ГЛАВА                                                                                    О.И. Каплунова

 
 

Приложение №1

к распоряжению Главы

Артемовского городского поселения

от 15.11.2013 г. № 180

 

Перечень мер, направленных на привлечение муниципальных служащих

в администрации Артемовского городского поселения

к противодействию коррупции

 

№ п/п

Содержание мероприятия

Ответственный исполнитель

Срок исполнения

I. Привлечение муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции

1.

Информирование муниципальных служащих о возможности участия в подготовке проектов актов по вопросам противодействия коррупции и проведение при необходимости рабочих встреч (серии встреч), соответствующих комиссий, в целях организации обсуждения полученных предложений муниципальных служащих по проектам актов.

Ведущий специалист по правовым вопросам

Постоянно

2.

Проведение не реже одного раза в год обсуждений практики применения антикоррупционного законодательства с муниципальными служащими

Ведущий специалист по правовым вопросам

1 раз в год

3.

Уведомление муниципальных служащих  о возможности принять участие в публичном обсуждении проектов нормативных правовых актов по антикоррупционной тематике с использованием механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Ведущий специалист по правовым вопросам

Постоянно

II. Активизация участия муниципальных служащих в работе по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий

1.

Привлечение к участию в работе комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов муниципальных служащих

Помощник

Главы

При поступлении материалов, являющихся основанием для проведения заседания комиссии

2.

Организация регулярной ротации, в рамках которой муниципальные служащие (за исключением службы  кадров, ведущего специалиста по правовым вопросам) входят в состав комиссии в течение одного года, после чего его место занимает  другой муниципальный служащий.

Помощник

Главы

1 раз в год

3. 

Информирование муниципальных служащих о дате предстоящего заседания комиссии и планируемых к рассмотрению на нем вопросах, а также способах направления в комиссию информации по данным вопросам.

Помощник

Главы

При поступлении материалов, являющихся основанием для проведения заседания комиссии

III. Стимулирование  муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов

1.

Закрепление в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей.

Помощник

Главы

1 квартал

2014 года

2.

Разъяснение порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений,

Помощник

Главы

Постоянно

3.

Доведение до сведения муниципальных служащих, что они не только должны уведомлять представителя нанимателя (работодателя) об обращении к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, но также могут предоставлять информацию обо всех ставших им известными фактах совершения коррупционных правонарушений вне зависимости от того, обращался ли к ним кто-то лично.

Помощник

Главы

Постоянно

IV. Просвещение муниципальных служащих по антикорруцпионной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих

1.

Разработка и утверждение памяток по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство муниципальных служащих и предполагающих взаимодействие муниципального служащего с органом государственной власти.

Помощник

Главы

4 квартал

2013 года

2.

Распространение памяток среди муниципальных служащих, содержащей разъяснение по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех или большинство муниципальных служащих и предполагающих взаимодействие муниципального служащего с органом государственной власти.

Помощник

Главы

Постоянно

3.

Обеспечение организации различных видов учебных семинаров по вопросам противодействия коррупции:

- вводного семинара для граждан, впервые поступивших на муниципальную службу;

- регулярных семинаров по ключевым вопросам противодействия коррупции, затрагивающим всех муниципальных служащих и предполагающих взаимодействие с органом государственной власти и местного самоуправления;

- специальных семинаров в случае существенных изменений законодательства в сфере противодействия коррупции, затрагивающих муниципальных служащих.

Помощник

Главы

 

Ведущий специалист по правовым вопросам

Для впервые поступивших на муниципальную службу – при поступлении;

 

1 раз в квартал

 

 

 

 

При изменениях в законодательстве

 

         

 
 

Приложение №2

к распоряжению Главы

Артемовского городского поселения

от 15.11.2013 г. № 180

 

ПАМЯТКА

 

для муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложения дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, и в целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе

в администрации Артемовского городского поселения.

 

Данная памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении муниципальных служащих администрации Артемовского городского поселения, при осуществлении ими своих должностных (служебных) обязанностей, в частности,  недопущения должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, ив целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в администрации Артемовского городского поселения.

 

            ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?

            В соответствии с действующим законодательством предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)

            В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.

            Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

            Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт «б» части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан) (пункт 18 Постановления Пленума ВС РФ № 24.

            Несмотря на предпринимаемые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

            Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является получение взятки.

            Взяточничество, включающее в себя получение (ст. 290 УКРФ) и дачу взятки (ст. 291 УКРФ), является тяжким преступлением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и муниципальных служащих, подрывающим государственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ДАЧИ ВЗЯТКИ

            Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Например, предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.

            Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.

            В-третьих, это платеж за подкуп самого чиновника, для того чтобы он, оставаясь служащим в государственных или муниципальных органах, заботился о корыстных интересах взяткодателя.

 

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ

            Обязательным признаком получения взятки является предмет преступления.

            Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, оказываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т.д.

            Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посредством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путем покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.

            Взятка может осуществляться путем заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным доверенным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими работу, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.

            Уголовный Кодекс РФ четко регламентирует наказание за получение и дачу взятки и достаточно жестко наказывает и взяткодателя, и взяткополучателя.

            Взяткополучателем может быть признано только лицопредставитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

            Представитель властиэто муниципальный или государственный чиновник любого рангаслужащий областной, районной, городской или сельской администрации, любого учреждения, предприятия, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д.

            Лицо, которое выполняет постоянно, временно или по специальному полномочию организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, а также муниципальных организациях и учреждениях является должностным лицом. Работники муниципальных органов и учреждений, которые выполняют лишь профессиональные или технические функции, к должностным лицам не относятся, например секретари, консультанты, уборщицы. Предприниматель не рассматривается законодателем как возможный субъект получения взятки, и данный момент спорен.

            Субъектом преступления дачи взятки является любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

            Ответственность за получение взятки

            1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

            2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

            3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

            4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:

            а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

            б) утратил силу;

            в) с вымогательством взятки;

            г) в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

            Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

            Освобождается от уголовной ответственности лицо, сообщившее органу, имеющему право возбудить уголовное дело (прокуратура, милиция, органы следствия и дознания), о даче взятки должностному лицу или о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, сообщение (письменное или устное) должно быть добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

            Ответственность за дачу взятки

            1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

            2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

            Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

            Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

            Получение взяткиодно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

            Дача взяткипреступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

 

Нарушение

Наказание

Основание

Дача взятки представителю власти

- штраф до 500 000 руб.;

- лишение свободы на срок до 8 лет

ст.291 УКРФ

Получение взятки

- штраф от 100000 руб. до 500000 руб.;

- лишение свободы на срок до 7 лет

ч.1 и 2 ст.290 УКРФ

Вымогательство взятки

- лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб. или без штрафа

ч.4 ст.290 УКРФ

Провокация взятки

- штраф до 200000 руб.;

- лишение свободы на срок до 5 лет

ст.304 УКРФ

 

            А также:

            1. Если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс.руб.) – лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн.руб.;

            2. Если взятка получена за незаконные действия (бездействия) должностного лицалишение свободы на срок от 3 до 7 лет;

            3. Если взятка получена за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица:

            - лишение свободы на срок до 5 лет;

            - штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс.руб. или штраф в размере дохода осужденного от 1 года до 3 лет.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

            В условиях рыночной экономики сохранение коммерческой тайны имеет очень большое значение для успешной конкурентной борьбы.

            В Конституции РФ гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст.8). Реализацией этих гарантий является установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп, так как государство заинтересовано в том, чтобы все работники честно выполняли свои обязанности.

            Провокация взятки либо коммерческого подкупат. 304 УКРФ)

            Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

            Коммерческий подкуп (ст.204 УКРФ)

            1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех  лет.

            2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

            3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

            4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, еслиони:

            а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

            б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

            Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

            Поэтому общие признаки преступного деяния при взяточничестве и коммерческом подкупе совпадают. Как и взяточничество, коммерческий подкуп имеет двуединый характер (дача-получение материальных ценностей или материальной выгоды). Как и при взяточничестве, разделяется ответственность за передачу материальных ценностей и за их незаконное получение.

            К некоммерческой организации, которая не является органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, в соответствии с гражданским законодательством относятся  потребительский кооператив, общественное объединение или религиозная организация, благотворительные и иные фонды, а также учреждение, которое создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 50, 120 ГКРФ).

            Субъектом преступления дачи незаконного вознаграждения в целях коммерческого подкупа может быть любое лицо, достигшее 16-летнеговозраста.

            Субъектом получения предмета подкупа является работник коммерческой или иной организации, выполняющий управленческие функции (например, генеральный директор, коммерческий директор, старший менеджер, главный бухгалтер

 

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

            Взятка нередко дается и берется через посредниковподчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

            Коммерческий подкуп может осуществляться через посредниковподчиненных сотрудников, партнеру по бизнесу, специально нанятых лиц, которые также рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.

            Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быт ь освобожден от ответственности, если:

            - установлен факт вымогательства;

            - гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

            Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

            Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до 6 месяцев (ст.306 УКРФ).

            Взятка может быть предложена как напрямуюесли вопрос будет решен в нашу пользу, то получите …….»), так и косвенным образом.

МОЖНО ЛИ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ ОБЕЗОПАСИТЬ

СЕБЯ ОТ ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ?

            Да, вполне можно, если придерживаться определенных, достаточно простых для соблюдения, правил, основными из которых являются следующие:

            1) старайтесь всегда вести прием посетителей, обращающихся к вам за решением каких-либо личных или служебных вопросов, в присутствии других лиц;

            2) вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

            3) уберите с рабочего стола документы и другие предметы, под которые можно незаметно положить деньги;

            4) если вам против вашей воли пытаются передать денежные средства, вручить какой-либо подарок, открыто, громко, недвусмысленно, словами и жестами выскажите свое негативное к этому отношение (помните, что провокатор взятки может вести скрытую аудиозапись или видеосъемку вашей с ним беседы);

            5) внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименования товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

            6) не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;

            7) если вы обнаружили у себя на рабочем столе, в шкафу, в ящике стола, в карманах одежды и т.д. какой-либо незнакомый вам предмет (пакет, конверт, коробку, сверток и т.п.), ни в коем случае не трогайте его, пригласите кого-либо из сослуживцев, вместе посмотрите, что находится внутри. Если там находится то, что можно считать взяткой, немедленно проинформируйте своего непосредственного руководителя;

            9) обо всех поступивших предложениях и попытках дать вам взятку в письменном виде информируйте своего непосредственного руководителя;

            10) никогда не соглашайтесь на предложения незнакомых и мало знакомых лиц встретиться для обсуждения каких-либо служебных и личных вопросов вне служебного кабинета (на улице, в общественном транспорте, в автомобиле, в кафе и т.п.);

            11) категорически запретите своим родственникам без вашего ведома принимать какие-либо материальные ценности (деньги, подарки и т.п.) от кого бы то ни было.

КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ

                       Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

                       В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

           Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

                        Взяткодатель может неожиданно переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

            Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

            Внимание! Вас могут провоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и шельмования!

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ?

            Доложить о данном факте служебной запиской своему непосредственному руководителю.

            Обратиться с устным или письменным обращением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

            В случае предложения взятки со стороны сотрудников органов внутренних дел, безопасности и других правоохранительных органов, вы можете обращаться непосредственно в подразделения собственной безопасности этих органов, которые занимаются вопросами пресечения преступлений, совершаемых их сотрудниками.

            Попасть на прием к руководителю правоохранительного органа, куда вы обратились с сообщением о предложении вам взятки.

            Написать заявление о факте предложения вам взятки, в котором точно указать:

            - кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) предлагает вам взятку;

            - какова сумма и характер предлагаемой взятки;

            - за какие конкретно действия (или бездействия) вам предлагают взятку;

            - в какое время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная передача взятки;

            - в дальнейшем действовать в соответствии с указаниями правоохранительного органа.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

            Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

            В дежурной части органа внутренних дел или приемной органов прокуратуры вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

            Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшего сообщение, и его

подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

ПОРЯДОК ПОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

            Обязанностью муниципального служащего является предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций.

            Коррупционно опасной является любая ситуация в служебном поведении муниципального служащего, содержащая конфликт интересов или личную заинтересованность муниципального служащего

1) конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования

2) личная заинтересованность муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей - возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего и членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами;

3) признаками личной заинтересованности муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, являются:

- возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме;

- доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или иных лиц, а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

 

Обязанности муниципального служащего

 

         Муниципальный служащий обязан:

1)        принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

2)        в письменной форме уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

3) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью муниципального служащего.

Невыполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, является правонарушением, влекущим его увольнение с муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       3.Муниципальный служащий представляет ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), расходах, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) по состоянию наконец отчетного периода, в том числе сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), расходах, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) по состоянию на конец отчетного периода.

Невыполнение муниципальным служащим обязанностей по предоставлению сведений о своих доходах, расходах и о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим увольнение его с муниципальной службы.

Представитель нанимателя (работодатель) вправе отстранить муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период:

1) урегулирования конфликта интересов;

2) проведения проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах;

б) соблюдения муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов.

В вышеуказанных случаях муниципальный служащий может быть отстранен от замещаемой должности муниципальной службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки, указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение.

 

Комиссия по соблюдению требований

к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов

 

       В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов в администрации Артемовского городского поселения создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).

Заседание Комиссии проводится в присутствии муниципального служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов. При наличии письменной просьбы муниципального служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия заседание Комиссии проводится в его отсутствие. В случае неявки муниципального служащего или его представителя на заседание Комиссии при отсутствии письменной просьбы муниципального служащего о рассмотрении указанного вопроса без его участия рассмотрение вопроса откладывается. В случае вторичной неявки муниципального служащего или его представителя без уважительных причин Комиссия вправе принять решение о рассмотрении указанного вопроса в его отсутствие.

Копии протокола заседания Комиссии в 3-дневный срок со дня заседания направляются муниципальному служащему.

Конфликт интересов возникает, когда муниципальный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

Возможные ситуации коррупционной направленности

 

Рекомендации по правилам поведения в данной ситуации

Получение предложений об участии в криминальной группировке

В ходе разговора постараться запомнить:

- какие требования либо предложения выдвигает данное лицо;

- действует самостоятельно или выступает в роли посредника;

- как, когда и кому с ним можно связаться;

- зафиксировать приметы лица и особенности его речи (голос, произношение, диалект, темп речи, манера речи и др.);

- если предложение поступило по телефону:

запомнить звуковой фон (шумы автомашин, другого транспорта, характерные звуки, голоса и т.д.) дословно зафиксировать его на бумаге;

- после разговора немедленно сообщить в соответствующие правоохранительные органы;

- не распространяться о факте разговора и его содержании, максимально ограничить число людей, владеющих данной информацией.

Провокация

Во избежание возможных провокаций со стороны должностных лиц проверяемой организации в период проведения контрольных мероприятий рекомендуется:

- не оставлять без присмотра служебное помещение, в которых работают проверяющие, и личные вещи (одежда, портфели, сумки и т.д.);

- по окончании рабочего дня служебные помещения ревизионной группы в обязательном порядке опечатывать печатями руководителя и представителями проверяемой организации;

- в случае обнаружения, после ухода посетителя, на рабочем месте или в личных вещах каких-либо посторонних предметов, не предпринимая никаких самостоятельных действий, немедленно доложить руководителю.

Если вам предлагают взятку

- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить предложенные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);

- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткодателю «выговориться», сообщать вам как можно больше информации;

-доложить о данном факте служебной запиской руководителю;                                  

- обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.

Угроза жизни и здоровью

Если на муниципального служащего оказывается открытое давление или осуществляется угроза его жизни и здоровью или членам его семьи со стороны сотрудников проверяемой организации, либо от других лиц рекомендуется:

- по возможности скрытно включить  записывающее устройство;

- с угрожающими держать себя хладнокровно, а если их действия становятся агрессивными, сообщить об угрозах в правоохранительные  органы и руководителю, вызвать руководителя проверяемой организации;

- в случае если угрожают в спокойном тоне (без признаков агрессии) и выдвигают какие-либо условия, внимательно выслушать их, запомнить внешность угрожающих и пообещать подумать над их предложением;

- немедленно доложить о факте угрозы своему руководителю и написать заявление в правоохранительные органы с подробным изложением случившегося;

- в случае поступления угроз по телефону по возможности определить номер телефона, с которого поступил звонок, и записать разговор на диктофон;

- при получении угроз в письменной форме необходимо принять меры по сохранению возможных отпечатков пальцев на бумаге (конверте), вложивших в плотно закрываемый полиэтиленовый пакет.

Конфликты интересов

- внимательно  относиться к любой возможности конфликта интересов;

- принять меры по предотвращению конфликта интересов;

- сообщить непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов;

- принять меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;

- подчиниться решению по предотвращению или преодолению конфликта интересов.

Интересы внемуниципальной службы

- муниципальный служащий не должен добиваться возможности осуществлять деятельность (возмездно или безвозмездно), занимать должности, несовместимые в соответствии с законодательством с муниципальной службой, а так же осуществлять разрешенную деятельность, занимать должности, если они могут привести к конфликту интересов;

- муниципальный служащий обязан,  прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей внемуниципальной службы, согласовать этот вопрос со своим непосредственным руководителем.

Подарки

- муниципальный служащий не должен ни просить, ни принимать подарки (услуги, приглашения и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а так же для лиц или организаций, с которыми муниципальный служащий имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполненным служебным обязанностям;

- обычное гостеприимство и личные подарки в допускаемых федеральными законами формах и размерах также не должны создавать конфликт интересов или его видимость;

- муниципальный служащий может принимать подарки как частное лицо т.е. не в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей.

Отношение к ненадлежащей выгоде

Если муниципальному служащему предлагается ненадлежащая выгода, то с целью обеспечения своей безопасности он обязан принять следующие меры:

- отказаться от ненадлежащей выгоды;

- избегать длительных контактов, связанных с предложением ненадлежащей выгоды;

- в случае если ненадлежащую выгоду нельзя ни отклонить, ни возвратить отправителю, она должна быть передана соответствующим органам;

- довести факт предложения  ненадлежащей выгоды до сведения непосредственного руководителя;

- продолжить работу в обычном порядке, в особенности с делом, в связи с которым была предложена ненадлежащая выгода.

Уязвимость муниципального служащего

- муниципальный служащий в своем поведении не должен допускать возникновения или создания ситуаций или их видимости, которые могут вынудить его оказать взамен служебного положения услугу или предпочтение другому лицу или организации.

Злоупотребление служебным положением

- муниципальный служащий не должен предлагать никаких услуг, оказания предпочтения или иных выгод, каким-либо образом, связанных с его положением в качестве муниципального служащего, если у него нет на это законного основания;

- муниципальный служащий не должен пытаться влиять в своих интересах на какое бы то ни было лицо или организацию, в том числе и на других муниципальных служащих, пользуясь своим служебным положением или предлагая им ненадлежащую выгоду.

- муниципальный служащий не должен употреблять слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами. К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.

- муниципальный служащий не должен при обсуждении определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий муниципальных служащих, может восприниматься как просьба о даче взятки. К числу таких тем относятся например:

- низкий уровень заработной платы муниципального служащего и нехватка средств на реализацию тех или иных нужд;

-желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников муниципального служащего;

- необходимость поступления детей муниципального служащего в образовательные учреждения и т.д. 

Использование информации

- муниципальный служащий может сообщить и использовать служебную информацию только при соблюдении действующих в муниципальном органе норм и требований, принятых в соответствии с федеральными законами;

- муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры для обеспечения гарантии безопасности и конфиденциальности или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением служебных обязанностей;

- муниципальный служащий не должен стремиться получить доступ к служебной информации, не относящейся к его компетенции;

- муниципальный служащий не должен использовать не по назначению информацию, которую он может получить при исполнении своих служебных обязанностей или в связи с ними;

- муниципальный служащий не должен задерживать официальную информацию, которая может или должна быть предана гласности.

Интересы после прекращения муниципальной службы

- муниципальный служащий не должен использовать свое нахождение на муниципальной службе для получения предложений работы после ее завершения;

- муниципальный служащий не должен допускать, чтобы перспектива другой работы способствовала реальному или потенциальному конфликту интересов, и в этой связи обязан:

1. незамедлительно доложить непосредственному руководителю о любом конкретном предложении работы после завершения муниципальной службы, которое может привести к конфликту интересов, и принять согласованное решение о совместимости предложения с дальнейшим прохождением муниципальной службы;

2. сообщить руководителю о своем согласии на предложение работы и принять меры к недопущению возникновения конфликта интересов;

3. бывший муниципальный служащий не должен действовать от имени, какого бы то было лица или организации в деле, по которому он действовал или консультировал от имени муниципальной службы, что дало бы дополнительные преимущества этому лицу или этой организации;

4. бывший муниципальный служащий не должен использовать или распространять конфиденциальную информацию, полученную им в качестве муниципального служащего, кроме случаев специального разрешения на ее использование в соответствии с законодательством.

Отношения с бывшими муниципальными служащими

- муниципальный служащий не должен оказывать особое внимание бывшим муниципальным служащим и предоставлять им доступ в особом порядке в муниципальный орган, если это может создать конфликт интересов.

 

Наши новости
04.04.2024

В разделе "Муниципальная собственность", подраздел "Аренда муниципального имущества" размещено извещение и аукционная документация на проведение электронного аукциона на право аренды...

Подробнее
27.12.2023

В целях правового просвещения и для размещения на сайтах органов местного самоуправления направляю 5 статей. «Прокуратура разъясняет об ответственности за передачу реквизитов банковских карт посторонним...

Подробнее
05.12.2023

УСЛУГИ СВЯЗИ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ СВЯЗИ. · Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". · Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ "...

Подробнее
Другие новости